Сравнение Ozon и Wildberries: где выгоднее продавать?

Идея выхода на маркетплейсы с каждым годом набирает все больше популярности у предпринимателей и начинающих селлеров. В этой статье разбираемся какой маркетплейс выбрать для торговли.

Какой маркетплейс популярнее?

На настоящий момент трафик, обороты и количество заказов выше на Wildberries — сейчас эта площадка сильно обгоняет конкурентов. Но важно отметить, что такая статистика не гарантирует лучших продаж.

Количество желающих работать на этой площадке стремительно растет. Так, за 2022 год число продавцов на Wildberries выросло более чем вдвое и превысило 1 млн, более 90% из них — это представители малого и среднего бизнеса. Согласно открытым источникам, ежедневно на этой площадке совершается около 4,2 млн заказов.

По итогам 2022 года Ozon также показал сильный рост, увеличив количество селлеров в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Однако, площадке пока не удается и на половину приблизиться к конкуренту по количеству продавцов. Количество селлеров, работающих на этом маркетплейсе, составляет 230 тысяч человек. Что касается ежедневного объема заказов — около 1,3 млн.
Несмотря на такой разбег в количестве продавцов, количество просмотров площадок в меньшем разрыве. На Ozon – это 183 млн, на Wildberries – 260 млн.

Старт работы для продавцов Ozon и Wildberries

Для того, чтобы начать реализовывать товар на маркетплейсе необходимо быть зарегистрированным как самозанятый, индивидуальный предприниматель, ООО или ПАО.

Важно! Самозанятым можно продавать товары только собственного производства, то есть самозанятый сам ее изготовил (закон № 422-ФЗ о налоге на профдоход). И только те, что не подлежат обязательной маркировке.

Разберем подробнее порог входа для продавцов. При регистрации на Ozon и Wildberries обязательно нужно предоставить основные сведения о компании. Также для работы необходимы сертификаты качества на продукцию, документы, которые разрешают торговать продуктами с зарегистрированной торговой маркой.
заполнение карточки услуг на Яндекс Картах, заполнение карточки услуг на 2ГИС
На Ozon процесс регистрации проходит следующим образом: нужно создать личный кабинет и ждать одобрения модераторов, чаще всего на это уходит меньше суток. Также в некоторых случаях необходимо будет подключить систему автоматизации документооборота. Как только кабинет зарегистрирован и настроен ЭДО, можно размещать первые товары и ждать заказы. По статистике площадки, первые продажи появляются в течение трех недель.

На Wildberries процесс регистрации очень похож, но при этом всем новым продавцам необходимо заплатить гарантийный взнос 10 000 руб. Ранее взнос составлял 30 000 руб. Стоимость время от времени меняется, поэтому лучше не откладывать регистрацию. Отметим одно преимущество — подключать ЭДО здесь не обязательно. Продажи, чаще всего, появляются в течение одного месяца с момента регистрации.

В итоге регистрация и выход на Ozon выгоднее по деньгам и легче в формировании, несмотря на подключение электронного документооборота. Однако, тем не менее, от момента регистрации до первых продаж на обеих площадках пройдет как минимум три недели, это время также важно учитывать.

Еще один важный момент – частота выплат с площадки. На Ozon выплаты осуществляются два раза в месяц: 15 и 25 числа. Что касается Wildberries – маркетплейс формирует отчет по продажам за предыдущую неделю в начале следующей недели, чаще всего отчет приходит в понедельник.

Комиссионные сборы и штрафы

Работа на маркетплейсах подразумевает комиссию площадки за проведенные сделки и продажи. В этом блоке разберем ключевые отличия комиссионных сборов и штрафов, а также покажем примеры.

На Ozon размер комиссии зависит от категории товара. Комиссия автоматически рассчитывается и отображается в личном кабинете после добавления карточки товара и прохождения модерации. В целом, удержание составляет от 1% до 24% с каждой продажи. Комиссия берется только с закрытых сделок. Площадка спишет ее с полученного от продажи дохода только в случае, если заказ получает статус «доставлен». При возврате товара она вернет вам списанную комиссию.

Давайте разберем как это работает на простом примере.

Например, вы разместили на площадке смартфон стоимостью 11 500 рублей. Комиссия за продажу Ozon в категории смартфоны и планшеты составит 5%. Что и при каких случаях должен выплатить вам маркетплейс:

При продаже товара — Ozon начислит вам стоимость товара 11 500 рублей и спишет комиссию за продажу 575 рублей.
При возврате товара вернём вам комиссию за продажу 575 рублей, а также спишем ранее начисленную стоимость товара 11 500 рублей.
При отмене или невыкупе — не будем списывать комиссию за продажу и начислять стоимость товара.

Однако важно учитывать, что кроме комиссии за продажу Ozon может списать прочие расходы, среди которых: расходы на доставку до покупателя, при возвратах, невыкупах, отменах и другие услуги.

Размер комиссии на Ozon можно узнать в статье площадки.

С 18 сентября 2023 года были обновлены процентные соотношения. Так, самая высокая комиссия в 24% для блока категорий «Аптечные товары», а именно для товара категории «Аксессуары для электронных сигарет и систем нагревания». Ozon дает возможность уменьшить размер комиссии с помощью скидки при подключении отсрочки всех платежей. Чем больше период отсрочки, тем выше будет размер скидки на комиссию.

Что касается Wildberries, это площадка также устанавливает свои комиссии на продажи, исходя из категорий товара. Цифры варьируются от 5% до 25% и зависят от популярности товаров и их количества продаж.

Комиссия высчитывается исходя из договора, а в договоре указывается специфика и объемы ассортимента вашей продукции. При регистрации каждый поставщик обязан предоставить менеджеру Wildberries сведения о своей компании — стандартный пакет документов и полный прайс-лист размещаемой продукции. Ознакомиться с полным списком комиссий можно здесь.

В начале мая 2023 маркетплейс ввел ноу-хау — динамическую комиссию. Такой формат подразумевает снижение комиссии для продавцов с высоким рейтингом. Чтобы стать хорошим продавцом, получайте отличные оценки от покупателей, предлагайте продукцию высокого качества, следите за упаковкой товара и его целостностью при доставке клиенту, оперативно отвечайте на вопросы, корректно и вежливо взаимодействуйте с клиентами.

Динамическая комиссия подразумевает и обратный цикл — для продавца с низкими оценками от покупателей, комиссия будет выше. Однако, новый подход еще тестируется и дорабатывается.

Штрафы

Помимо комиссионных сборов на маркетплейсах есть и свои системы штрафов. При нарушении правил и определенном количестве штрафов это приводит к блокировке аккаунта или личного кабинета, возможна и блокировка отдельных карточек товара, давайте разбираться подробнее.

Штрафные системы сильно отличаются, Ozon более гибкий в этом плане, в то время как Wildberries более структурирован и четок.
Изначально каждый селлер на Ozon имеет нулевой баланс штрафной системы. При нарушении правил площадки Ozon начисляет штрафные баллы на поставщика или на личный кабинет. При кратных повторных нарушениях есть риск деактивации или блокировки аккаунта, в отдельных случаях предусмотрено и расторжение договора с маркетплейсом. Однако гибкость системы в том, что у некоторых баллов есть срок действия, после которого они сгорают. Также Ozon может снять баллы после собственной проверки и предоставления от вас доказательств и фактов невиновности.

Что касается Wildberries, есть восемь четких пунктов, за нарушение которых начисляются штрафы. К слову, штрафы будут вычитаться из выручки, а если средств недостаточно, то на погашение вам дадут пять дней. За что же штрафуют?


  • Торговля под чужым брендом — штраф от 100 тысяч рублей за каждую единицу.
  • Нарушение сроков обработки заказов — с каждым часом при несвоевременной отгрузке комиссия будет расти на 0,25%, а если не обработать заказ — спишется 35% от суммы товара.
  • Самовыкупы — за этим пристально следят и если карточка товара попала под подозрение, можно получить штраф и даже лишиться доступа к личному кабинету навсегда.
  • Нет документов на товар — сертификация должна быть, будьте готовы предоставить документы по запросу площадки.
  • Несоблюдение правил маркировки — штраф 1,5 тысячи рублей за каждую единицу товара.
  • Несоответствие товара заявленным характеристикам — Wildberries оценит такие действие как обман покупателя и оштрафует на 35% от суммы товара, при многократных нарушениях блокируется личный кабинет селлера без дальнейшей возможности продавать.
  • Продажа запрещенных изделий — если на склад маркетплейса поступает товар, запрещенный для продажи в онлайне, за возврат каждой единицы придется заплатить 50 рублей, плюс затраты на логистику.
  • Передача контактов клиенту — на Wildberries селлер общается с покупателями только в пределах площадки. Для этого есть чат обратной связи, комментарии, вопросы о товаре.
  • За указание своих контактов даже на этикетках или визитках — штраф, который, к слову, рассчитывается индивидуально.
  • За постоянное нарушение — блокировка аккаунта.

Тарифы за доставку и хранение товара на складе

Первый и важный аспект — хранение товара на складе маркетплейса. Общая площадь складов Ozon составляет 1,4 млн квадратных метров, центральные склады распределены по трем точкам: Тверь, Хоругвино и Новая Рига. Оттуда товары доставляются по всей стране, за исключением нескольких маршрутов. С первых двух точек заказы также направляют в Белоруссию и Казахстан. Отметим, что распределение товара всегда происходит на стороне площадки.

Стоимость хранения рассчитывается за каждые сутки нахождения товара на складе. Стоимость зависит от объема самого товара, средний диапазон — от 5 до 30 копеек за каждый литр товара в день. Что касается логистики Ozon — упаковка, комплектация заказа и доставка обойдутся в сумму от 40 до 1950 рублей за единицу товара.

Расчет выглядит суммой двух данных: 5-7% в зависимости от веса плюс последняя миля от 20 до 500 рублей за единицу товара (то есть доставка до самого пункта выдачи, постамата или курьерская по адресу покупателя).

Общая площадь складов Wildberries составляет 2,4 млн квадратных метров, крупнейшие из которых расположены в Коледино и Татарстане. Продавец сам выбирает на какой склад отгрузить его товар: в личном кабинете можно посмотреть все доступные склады и информацию о них. Также важно учитывать зону покрытия каждого склада: например, московский склад доставит не в каждый регион России.

На Wildberries аналогично Ozon стоимость рассчитывается за каждый день хранения на складе. Также на стоимость хранения влияет и расположение склада: на центральных всегда будет дороже из-за высокой загруженности. Базовая стоимость хранения при поставке товара коробками — 10 копеек за товар объемом не более 5 литров, за каждый дополнительный литр плюс одна копейка. Если вы поставляете монопаллетами, то базовая стоимость составит 10 рублей за одну паллету, не зависимо от количества единиц товара в ней.

Доставка на Wildberries обойдется от 20 до 90 рублей, фиксированный возврат — 33 рубля за каждую единицу. Для товаров, которые плохо раскупаются — 50 копеек за артикул в сутки. Эта плата за хранение взимается каждую неделю. Площадка анализирует темпы продаж за последние два месяца и начисляет эту пеню на товары со слабой оборачиваемостью, что это за товары можно посмотреть в личном отчете. Оборачиваемость считают на все товары суммарно, то есть если общая оборачиваемость не превышает 60 дней, пеня начисляться не будет.

Заключение

В статье мы разобрали основные точки взаимодействия с маркетплейсами Ozon и Wildberries, а именно все те направления финансовой части вашего бизнеса, от которых зависит выбор площадки для продажи товара и его прибыльности. Помните, что успех на маркетплейсе не только в качественном товаре, красивой упаковке и оформленной карточке товара. А еще и в огромном количестве внутренних процессов, без просчета которых можно выйти в ноль или вовсе в минус, их важно изучать и расставлять свои приоритеты. Помимо этих двух площадок мы также работаем с Яндекс.Маркетом. Мы являемся официальными технологическими партнерами и знаем все о работе на этой платформе.